Спор скрипки и виолончели: в Сочи состоялся музыкальный фестиваль
В Сочи вернулась музыка мирового масштаба. В образовательном центре "Сириус" состоялся грандиозный концерт - первый после отмены ограничений, связанных с коронавирусом. Зрители услышали уникальное произведение Брамса в исполнении российских виртуозов - Сергея Ролдугина и Павла Милюкова. Как под открытым небом спорили виолончель и скрипка, услышал Николай Иванов. Сочи, пляж, море, температура воздуха +28. Воды – примерно такая же. А в трехстах метрах от пляжа – настоящий зал под открытым небом. По сути, это первый концерт классической музыки такого масштаба после долгого карантина. Формат опен-эйра выбран неслучайно. Все ради безопасности зрителей и самих музыкантов. Для Сергея Ролдугина и Павла Милюкова – это особенно волнительный момент. Концерты под открытым небом – серьезный вызов. Классическая музыка требует камерных пространств. Здесь – звук другой. А упрямый бриз норовит перевернуть нотные листы. Но и это не все. Солисты играют на инструментах работы бесподобного Страдивари. Как инструменты 18 века поведут себя во влажных сочинских субтропиках? Павел даже прицепил медицинскую маску к скрипке, чтобы не травмировать инструмент. " Я рад, что она побывает на юге. А то обычно в холоде ", - говорит солист Санкт-Петербургского дома музыки, лауреат XV международного конкурса имени П. И. Чайковского Павел Милюков. Музыканты улыбаются. Настроение – под стать окружающей природе, которая упивается последними летними днями, будоражит запахами экзотических цветов. Солисты так долго ждали этого концерта – из-за коронавируса фестиваль "Сочи. Сириус" переносили несколько раз. " Культурная жизнь во всем мире остановилась полностью… Очень важно дать знак публике, гостям Сочи, туристам, что живая музыка живет. И она здесь ", - говорит художественный руководитель образовательного фонда "Талант и успех" Ханс-Йохам Фрай. И публика – этот призыв услышала. Двойной концерт Брамса – сложнейшее классическое произведение. И от зрителя требуется соучастие. Солируют виолончель и скрипка. Брамс дал им равные права. Брамс сочинил концерт для своих друзей. Это диалог виртуозов. Разговор на равных. От них требуется не только мастерство. Но и умение слышать собеседника на сцене. Зал встает. Для любого артиста – это как индикатор: зритель на одной волне с музыкантами. "Не ноты правильно сыграть. А вопрос-ответ. Конфликт. Когда ты изучаешь концерт – это приходит, само собой. Все построено на человеческих эмоциях", - говорит народный артист России, худрук Санкт-Петербургского дома музыки Сергей Ролдугин. Концертов все последние месяцы не было. Но петербургский дом музыки продолжал работу - мастер-классы проводили онлайн. Только что завершилась летняя академия в Крыму. А совсем скоро стартует проект Река талантов. " Не поверите, мне уже 100 лет скоро. Я все время интересуюсь, как лучше играть. Пересмотр в спокойной атмосфере изоляции – что-то было тенью, очень полезно разобраться. Хочется показать, что ты нашел публике ", - говорит Ролдугин. Кстати, практика опен-эйров в Сириусе будет, скорее всего, продолжена. " Мы ввели новую форму работы в Олимпийском парке, и теперь этот парк может называться смело парком искусства ", - отмечает руководитель фонда "Талант и успех" Елена Шмелева. Самое главное – музыка вернулась. Живые концерты. Настоящие эмоции и чувства. По которым мы все так скучали.