Публицист и радиоведущий Армен Гаспарян: "Рок-н-ролл – музыка голодных"
Москва - Ветеранские вести. Публицист и радиоведущий Армен Гаспарян, самый влиятельный российский политолог 2020 года по версии Daily Moscow, в интервью порталу profiok.com рассуждает о природе молодёжных протестов, рассказывает о своих переживаниях постперестроечного периода и объясняет, почему в современных условиях невозможно появление новых «Битлз», способных радикально изменить мир.
- Армен Сумбатович, давайте попробуем сравнить протесты сегодняшнего дня и выступления молодёжи, которые проходили по всему миру в 1960-1970-х годах. В те годы люди выступали против войны во Вьетнаме и Камбодже, ратовали за мир во всём мире, то есть в их действиях был некий высокий смысл. Есть ли идея у нынешних «гуляющих» на несанкционированных митингах молодых людей? И если нет, то куда она пропала?
- Идея никуда не делась и осталась в точности той же самой: это конфликт отцов и детей. Молодёжь хочет принципиально другого, зачастую не до конца понимая, чего именно она требует, за что борется. Молодым людям важно, чтобы происходило какое-то движение, для них это главное.
Могу пояснить на своём примере: в 1990-е годы в меру своего возраста я принимал весьма деятельное участие во всяких политических мероприятиях в Москве. Потом я начал читать политическую литературу и к 25 годам понял, что достичь того, за что я ратовал, невозможно в принципе. Думаю, среди тех, кто сейчас выходит на протесты, процентов девяносто с годами перебесятся – и всё это у них закончится.
Другое дело, что есть серьёзная проблема: у нас в стране нет внятной государственной молодёжной политики. Как решать эту проблему, тоже не очень понятно. Но ясно одно: когда молодёжью пытаются заниматься люди, средний возраст которых превышает 65 лет, это бессмысленная потеря времени, они просто по определению не найдут общего языка.
- А кому тогда стоит заниматься молодёжью?
- Нужно подключать людей, которым сейчас около 43-46 лет. И обязательно привлекать лидеров молодёжных организаций. Они сейчас оказались в отрыве, потому что с ними никто серьёзную работу не ведёт.
Опять же сужу по себе: в начале 1990-х я был членом ВЛКСМ, и крах Ленинского комсомола происходил на моих глазах. Вот представьте: в стране всё катится в тартарары, Прибалтика отсоединяется, за ней Грузия, а на уроках политинформации старшие товарищи рассказывают, что нужно поддерживать пролетариат Уганды. Любой нормальный человек, сидя на таком собрании, думал: «Ребята, я точно не с вами».
- Может быть, человек 14-16 лет может разобраться в политике без старших товарищей?
- Уверен, что не может. Вспоминаю себя в 1990-е: я и мои ровесники ровным счётом ничего не понимали. Да и что можно было понять, если в 1991 году за запрет КПСС громче всех ратовали члены КПСС? Это же сюрреализм покруче Сальвадора Дали! В чём тут можно разобраться?
Нам в школе рассказывали, что мы строим коммунизм. Мол, осталось совсем немного, 2000-й год не за горами и скоро каждая семья получит квартиру. А выходишь на улицу –видишь, что в магазине сахар по талонам. Какое тут может быть доверие?
- Однако Вы же за что-то боролись в 1991 году, против чего-то протестовали?
- Поверьте, судьба страны – последнее, о чём я тогда думал. Для меня развал государства вообще стал неожиданностью. В августе, на мой тогдашний взгляд, к этому не было вообще никаких предпосылок, а в декабре уже всё закончилось. Так что в августе 1991 года у меня мысли были очень приземлённые: я понимал, что если введут комендантский час и начнут завинчивать гайки, закроется мой любимый магазин пластинок на Чистых прудах. Собственно, так оно и получилось через несколько лет, но это уже было при Ельцине.
Уверяю вас, современная молодёжь в массе своей думает примерно о том же: где купить модную курточку, как весело провести время в пандемию и так далее. Они вне политики.
- И всё же в сегодняшней политике сюрреализма поменьше, чем в 1990-е...
- Вы так думаете?! А по-моему, у нас творится какая-то ересь с политической точки зрения: ярые либералы выступают заодно с коммунистами, а коммунисты на съездах обсуждают не пандемию коронавируса и не рецессию мировой экономики, а различия в понимании троцкистов и бухаринцев. Так и хочется сказать: «Ребята, очнитесь, 2021 год на дворе!»
Конечно, молодёжь, которая это видит, будет лучше относиться к рыбам или деревьям, чем к этим людям. И если моё поколение хотя бы могло мыслить системно благодаря тому же комсомолу или чтению газет, то для современной молодёжи политика – это лайки в соцсетях. Не удивлюсь, если для них идеальный кандидат в премьер-министры – какой-нибудь Oxxxymiron.
- Ну что Вы! Молодёжь же разная!
- Разумеется, разная. Есть очень талантливая, образованная, активная, ответственная молодёжь, я такую тоже знаю. Но мы сейчас говорим о тех, кто выходит на улицы. А у них в голове чистейшая молодёжная шариковщина: мол, надо всё взять и поделить. Что взять, как делить – они не знают. И все эти блогеры, которые заводят их в соцсетях, поднимают в них всё самое низменное. Это самая настоящая деструкция. К счастью, почти у всех к 25 годам это проходит: появляется та самая ответственность, когда надо думать о семье, о работе и так далее.
- Так может быть, проблема как раз в том, что людям, устраивающим бузу, просто не за что и не за кого отвечать? Когда дома семеро по лавкам, наверное, не до «гуляний»?
- Да, в основном, именно в этом. Хотя, знаете, тут всё строго по Льву Толстому: каждая семья несчастлива по-своему. Есть и великовозрастные дураки, их тоже хватает. А публика за 65 – это вообще отдельная история: комсомольцы ранней брежневской эпохи нашли себе поводырей на YouTube.
- Подождите, но если дело в, скажем так, складе ума, то чем же здесь поможет государственная политика?
- Здесь несколько проблем. С одной стороны, молодым людям нужны идеи, а этих идей им государство не даёт.
- Возможно, их просто нет?
- Да хоть бы и были – их почему-то не видно. То ли они лежат у какого-то чиновника под сукном, то ли реализуются так, что отбивают у нормальных людей желание в чём-то участвовать. Но дело в том, что сама по себе идея – не панацея. Она не поможет, если к ней не будет прилагаться системная работа.
Вот выходит молодой человек на улицу и начинает рассказывать, что в нашей стране нет Конституции. И происходит это не в каком-то далёком селе на границе с Монголией, а в центре Москвы! К кому вопрос? Наверное, к тем, кто отвечает за молодёжную политику. Им давно пора засучить крахмальные манжеты и браться за системную работу, создавать специальные государственные программы для молодёжи. А у нас, увы, о молодёжи зачастую вспоминают только в эпоху выборов.
- То есть массовых осознанных молодёжных движений в поддержку мира во всём мире можно не ждать? Хиппи и битломаны среди нас не появятся?
- Слушайте, чтобы появились битломаны, должны появиться «Битлз». С помощью такой музыки мир можно изменить только один раз! Потому что все остальные эти контркультурные молодёжные течения вышли из «Битлз», на волне того, что делали «битлы». И даже движение хиппи, о котором модно сейчас размышлять, началось с того, что The Beatles спели «All you need is love», а потом Леннон спел «Give peace a chance».
Верите – у нас даже этого сейчас толком не знают! Не далее как сегодня слушал очередного странного человека о том, что хиппи были против капитализма. С чего он это взял? Изучил наследие Дженис Джоплин и Джима Моррисона? Они прежде всего хотели любви! Самые продвинутые из них – индийской философии. А подавляющее большинство хипарей той эпохи, если мы имеем в виду музыкантов, вообще были вне политики. Леннон, который ходил по митингам с мегафоном, – исключение из правил. А у нас вечное «слышал звон, да не знаю, где он».
И так во всём. Поэтому когда те, кто 30 лет назад развалил страну, начинают рассуждать о доктрине молодёжной политики, сразу становится понятно, что молодёжь будет делать всё возможное, чтобы не находиться рядом с ними.
- Выходит, нам нужны новые «Битлз»?
- Новых «Битлз» не будет.
- Конечно, не в прямом смысле…
- В каком угодно. Не будет. Чтобы появились новые «Битлз», должна как минимум существовать инфраструктура, а её уже давно разрушил шоу-бизнес.
Кстати, вот вам парадокс: шоу-бизнес создавался, чтобы осуществить рок-революцию, но он же её благополучно похоронил. Рок-н-ролл просуществовал с начала американских гастролей «Битлз» 1964 года до 1992 года. Двадцать восемь лет – и всё.
- Так может быть, всё же пришло время появиться новым «битлам»?
- Скажу вам как прожжённый многолетний Битл-фэн: прежде всего для этого должен быть запрос. Почему они произвели революцию? Потому что ответили на запрос, существовавший в обществе – в Англии, Америке, а потом по всему миру. Сейчас такого запроса нет. Да и где им играть, новым «Битлз»? У себя на кухне? Люди не читают книги, музыка их тоже не интересует. Из интересов – только интернет.
- А как же YouTube?
- На YouTube миллионы людей ежедневно что-то выкладывают. Кому это интересно, кроме них самих? Чтобы появились новые «Битлз», нужны предпосылки и инфраструктура. Должны существовать рекорд-компании, достойные площадки, концертные промоушн-агентства. Но ничего этого нет. И потом, поймите, рок-н-ролл – музыка голодных, а сейчас все слишком сытые. Поэтому в том, что играет нынешняя молодёжь, нет ни души, ни таланта, несмотря на дорогие инструменты. А много десятилетия назад люди на разбитых гитарах играли и делали музыку. В этом вся разница.
- Что-то совсем печальная картина получается: ни запросов, ни идей. Даже эксперты Всемирного экономического форума обеспокоены и включили в число рисков утрату иллюзий современной молодёжью.
- Да нет у молодёжи никаких иллюзий! Молодые люди просто живут в своём мире, который не всегда соприкасается с реальностью. Это не иллюзии, это просто молодость. Подрастут – займутся делом. И создадут что-то своё.
Читайте также:
Ветеранское СМИ - лауреат конкурса "СМИ против коррупции"
"Ветеранские вести" - победитель конкурса "Щит и перо"
WVF отметила команду "Ветеранских вестей"
Фото // vvesti.com ©
- Армен Сумбатович, давайте попробуем сравнить протесты сегодняшнего дня и выступления молодёжи, которые проходили по всему миру в 1960-1970-х годах. В те годы люди выступали против войны во Вьетнаме и Камбодже, ратовали за мир во всём мире, то есть в их действиях был некий высокий смысл. Есть ли идея у нынешних «гуляющих» на несанкционированных митингах молодых людей? И если нет, то куда она пропала?
- Идея никуда не делась и осталась в точности той же самой: это конфликт отцов и детей. Молодёжь хочет принципиально другого, зачастую не до конца понимая, чего именно она требует, за что борется. Молодым людям важно, чтобы происходило какое-то движение, для них это главное.
Могу пояснить на своём примере: в 1990-е годы в меру своего возраста я принимал весьма деятельное участие во всяких политических мероприятиях в Москве. Потом я начал читать политическую литературу и к 25 годам понял, что достичь того, за что я ратовал, невозможно в принципе. Думаю, среди тех, кто сейчас выходит на протесты, процентов девяносто с годами перебесятся – и всё это у них закончится.
Другое дело, что есть серьёзная проблема: у нас в стране нет внятной государственной молодёжной политики. Как решать эту проблему, тоже не очень понятно. Но ясно одно: когда молодёжью пытаются заниматься люди, средний возраст которых превышает 65 лет, это бессмысленная потеря времени, они просто по определению не найдут общего языка.
- А кому тогда стоит заниматься молодёжью?
- Нужно подключать людей, которым сейчас около 43-46 лет. И обязательно привлекать лидеров молодёжных организаций. Они сейчас оказались в отрыве, потому что с ними никто серьёзную работу не ведёт.
Опять же сужу по себе: в начале 1990-х я был членом ВЛКСМ, и крах Ленинского комсомола происходил на моих глазах. Вот представьте: в стране всё катится в тартарары, Прибалтика отсоединяется, за ней Грузия, а на уроках политинформации старшие товарищи рассказывают, что нужно поддерживать пролетариат Уганды. Любой нормальный человек, сидя на таком собрании, думал: «Ребята, я точно не с вами».
- Может быть, человек 14-16 лет может разобраться в политике без старших товарищей?
- Уверен, что не может. Вспоминаю себя в 1990-е: я и мои ровесники ровным счётом ничего не понимали. Да и что можно было понять, если в 1991 году за запрет КПСС громче всех ратовали члены КПСС? Это же сюрреализм покруче Сальвадора Дали! В чём тут можно разобраться?
Нам в школе рассказывали, что мы строим коммунизм. Мол, осталось совсем немного, 2000-й год не за горами и скоро каждая семья получит квартиру. А выходишь на улицу –видишь, что в магазине сахар по талонам. Какое тут может быть доверие?
- Однако Вы же за что-то боролись в 1991 году, против чего-то протестовали?
- Поверьте, судьба страны – последнее, о чём я тогда думал. Для меня развал государства вообще стал неожиданностью. В августе, на мой тогдашний взгляд, к этому не было вообще никаких предпосылок, а в декабре уже всё закончилось. Так что в августе 1991 года у меня мысли были очень приземлённые: я понимал, что если введут комендантский час и начнут завинчивать гайки, закроется мой любимый магазин пластинок на Чистых прудах. Собственно, так оно и получилось через несколько лет, но это уже было при Ельцине.
Уверяю вас, современная молодёжь в массе своей думает примерно о том же: где купить модную курточку, как весело провести время в пандемию и так далее. Они вне политики.
- И всё же в сегодняшней политике сюрреализма поменьше, чем в 1990-е...
- Вы так думаете?! А по-моему, у нас творится какая-то ересь с политической точки зрения: ярые либералы выступают заодно с коммунистами, а коммунисты на съездах обсуждают не пандемию коронавируса и не рецессию мировой экономики, а различия в понимании троцкистов и бухаринцев. Так и хочется сказать: «Ребята, очнитесь, 2021 год на дворе!»
Конечно, молодёжь, которая это видит, будет лучше относиться к рыбам или деревьям, чем к этим людям. И если моё поколение хотя бы могло мыслить системно благодаря тому же комсомолу или чтению газет, то для современной молодёжи политика – это лайки в соцсетях. Не удивлюсь, если для них идеальный кандидат в премьер-министры – какой-нибудь Oxxxymiron.
- Ну что Вы! Молодёжь же разная!
- Разумеется, разная. Есть очень талантливая, образованная, активная, ответственная молодёжь, я такую тоже знаю. Но мы сейчас говорим о тех, кто выходит на улицы. А у них в голове чистейшая молодёжная шариковщина: мол, надо всё взять и поделить. Что взять, как делить – они не знают. И все эти блогеры, которые заводят их в соцсетях, поднимают в них всё самое низменное. Это самая настоящая деструкция. К счастью, почти у всех к 25 годам это проходит: появляется та самая ответственность, когда надо думать о семье, о работе и так далее.
- Так может быть, проблема как раз в том, что людям, устраивающим бузу, просто не за что и не за кого отвечать? Когда дома семеро по лавкам, наверное, не до «гуляний»?
- Да, в основном, именно в этом. Хотя, знаете, тут всё строго по Льву Толстому: каждая семья несчастлива по-своему. Есть и великовозрастные дураки, их тоже хватает. А публика за 65 – это вообще отдельная история: комсомольцы ранней брежневской эпохи нашли себе поводырей на YouTube.
- Подождите, но если дело в, скажем так, складе ума, то чем же здесь поможет государственная политика?
- Здесь несколько проблем. С одной стороны, молодым людям нужны идеи, а этих идей им государство не даёт.
- Возможно, их просто нет?
- Да хоть бы и были – их почему-то не видно. То ли они лежат у какого-то чиновника под сукном, то ли реализуются так, что отбивают у нормальных людей желание в чём-то участвовать. Но дело в том, что сама по себе идея – не панацея. Она не поможет, если к ней не будет прилагаться системная работа.
Вот выходит молодой человек на улицу и начинает рассказывать, что в нашей стране нет Конституции. И происходит это не в каком-то далёком селе на границе с Монголией, а в центре Москвы! К кому вопрос? Наверное, к тем, кто отвечает за молодёжную политику. Им давно пора засучить крахмальные манжеты и браться за системную работу, создавать специальные государственные программы для молодёжи. А у нас, увы, о молодёжи зачастую вспоминают только в эпоху выборов.
- То есть массовых осознанных молодёжных движений в поддержку мира во всём мире можно не ждать? Хиппи и битломаны среди нас не появятся?
- Слушайте, чтобы появились битломаны, должны появиться «Битлз». С помощью такой музыки мир можно изменить только один раз! Потому что все остальные эти контркультурные молодёжные течения вышли из «Битлз», на волне того, что делали «битлы». И даже движение хиппи, о котором модно сейчас размышлять, началось с того, что The Beatles спели «All you need is love», а потом Леннон спел «Give peace a chance».
Верите – у нас даже этого сейчас толком не знают! Не далее как сегодня слушал очередного странного человека о том, что хиппи были против капитализма. С чего он это взял? Изучил наследие Дженис Джоплин и Джима Моррисона? Они прежде всего хотели любви! Самые продвинутые из них – индийской философии. А подавляющее большинство хипарей той эпохи, если мы имеем в виду музыкантов, вообще были вне политики. Леннон, который ходил по митингам с мегафоном, – исключение из правил. А у нас вечное «слышал звон, да не знаю, где он».
И так во всём. Поэтому когда те, кто 30 лет назад развалил страну, начинают рассуждать о доктрине молодёжной политики, сразу становится понятно, что молодёжь будет делать всё возможное, чтобы не находиться рядом с ними.
- Выходит, нам нужны новые «Битлз»?
- Новых «Битлз» не будет.
- Конечно, не в прямом смысле…
- В каком угодно. Не будет. Чтобы появились новые «Битлз», должна как минимум существовать инфраструктура, а её уже давно разрушил шоу-бизнес.
Кстати, вот вам парадокс: шоу-бизнес создавался, чтобы осуществить рок-революцию, но он же её благополучно похоронил. Рок-н-ролл просуществовал с начала американских гастролей «Битлз» 1964 года до 1992 года. Двадцать восемь лет – и всё.
- Так может быть, всё же пришло время появиться новым «битлам»?
- Скажу вам как прожжённый многолетний Битл-фэн: прежде всего для этого должен быть запрос. Почему они произвели революцию? Потому что ответили на запрос, существовавший в обществе – в Англии, Америке, а потом по всему миру. Сейчас такого запроса нет. Да и где им играть, новым «Битлз»? У себя на кухне? Люди не читают книги, музыка их тоже не интересует. Из интересов – только интернет.
- А как же YouTube?
- На YouTube миллионы людей ежедневно что-то выкладывают. Кому это интересно, кроме них самих? Чтобы появились новые «Битлз», нужны предпосылки и инфраструктура. Должны существовать рекорд-компании, достойные площадки, концертные промоушн-агентства. Но ничего этого нет. И потом, поймите, рок-н-ролл – музыка голодных, а сейчас все слишком сытые. Поэтому в том, что играет нынешняя молодёжь, нет ни души, ни таланта, несмотря на дорогие инструменты. А много десятилетия назад люди на разбитых гитарах играли и делали музыку. В этом вся разница.
- Что-то совсем печальная картина получается: ни запросов, ни идей. Даже эксперты Всемирного экономического форума обеспокоены и включили в число рисков утрату иллюзий современной молодёжью.
- Да нет у молодёжи никаких иллюзий! Молодые люди просто живут в своём мире, который не всегда соприкасается с реальностью. Это не иллюзии, это просто молодость. Подрастут – займутся делом. И создадут что-то своё.
Читайте также:
Ветеранское СМИ - лауреат конкурса "СМИ против коррупции"
"Ветеранские вести" - победитель конкурса "Щит и перо"
WVF отметила команду "Ветеранских вестей"
Фото // vvesti.com ©