Новости Санкт-Петербурга
Мы в Telegram
Добавить новость
Все города России от А до Я
Россия24.proнепрерывные новости из регионов России 24/7 на русском + новости Москвы и Подмосковья от Moscow.Media и мировые новости от RU24.pro и партнёров в календарном формате (вчера, сегодня и сейчас) совместно с 123ru.net и платформой СМИ24.net по технологии 103 NEWS

Слёзы паяца

«Литературная газета»
19
Слёзы паяца

Второй ковидный сезон Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля (Казань) открыл премьерой новой постановки оперы Руджеро Леонкавалло (1857 -1919) «Паяцы». Режиссёр - Юрий Александров (Санкт-Петербург), художник-постановщик – Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург). Музыкальный руководитель и дирижёр – Марко Боэми (Италия).

Эта веристская (от итальянского слова vero – истинный, правдивый) опера – одна из самых популярных в мире. Как все произведения стиля «веризм», рассказывающие о жизни простых людей, «Паяцы» - история об артистах бродячей труппы, показывающая жизнь такой, какая она есть, со всей её изнанкой – это трагедия о любви и страсти, измене и ревности с жуткой, кровавой развязкой. Опера короткая, семидесятиминутная, но состоящая из двух актов и пролога. Первый акт повествует о возникающих в жизни действующих лиц ситуациях, второй - о театральной постановке комедиантов, в которую вмешиваются реальные события. Владелец маленькой труппы Канио застал свою жену, актрису Недду с её возлюбленным Сильвио и не смог пережить измену, убив сначала её, а затем и бросившегося ей на помощь любовника.

Леонкавалло, имея наряду с музыкальным образованием степень доктора литературы, сам написал либретто к «Паяцам», основанное на воспоминаниях о реальных событиях из своего детства, а именно о судебном деле, которое рассматривал его отец, будучи окружным судьей. Время и место действия указаны предельно конкретно: 15 августа 1865 года, деревня Монтальто в Калабрии на юге Италии, где находилось имение отца композитора. Видимо, Руджеро, которому в 1865 году было 8 лет, данное событие крепко запало в память, и он хотел рассказать именно о нём. Однако сразу два драматурга – испанец Мануэль Тамао-и-Баус и француз Катюль Мендес обвинили Леонкавалло в плагиате сюжета, а Мендес даже подал на него в суд.

Премьера «Паяцев» состоялась 21 мая 1892 года в миланском театре Даль Верме. Оркестром дирижировал великий Артуро Тосканини. В императорских театрах России – Большом и Мариинском - первые постановки прошли в ноябре 1893 года. В Театре имени Джалиля «Паяцы» ставились в 1943, 1958, 1963 и 1973 годах.

Татарский театр оперы и балета, в отличие от большинства оперных театров страны и мира, старается ставить классические оперы так, как они были созданы авторами – без привнесения новых смыслов, а «Паяцам» ещё повезло в том, что его создавали два выдающихся мастера – Юрий Александров и Вячеслав Окунев. В итоге получился очень красивый, яркий, масштабный спектакль, именно масштабный, несмотря на немасштабность сюжета.

«Паяцы» начинаются с того, что на сцене театра перед закрытым занавесом появляется клоун Тонио и рассказывает зрителям, что спектакль, который им предстоит посмотреть, родился из самого сердца автора, и что артисты, как и все люди, наделены чувствами и подвержены страстям, что и является главной темой спектакля.

Сюжет оперы – короткий и простой, но за счет богатой фантазии режиссёра он обрастает мелкими безмолвными деталями, делающими постановку густой, насыщенной. Единственное, что несколько нарушало идеальный художественный баланс спектакля – это избыточный натурализм страстей Недды и Сильвио, долго изображавшийся певцами-солистами на авансцене.

Вячеслав Окунев построил не то чтобы деревню, а вполне себе итальянский городок с красивейшими арками, колоннадой и пронзительно голубым небом на заднике. В городке народу, видимо, жило немало, потому что задействован весь хор театра, насчитывающий почти 80 человек, и разнообразие костюмов в спектакле невероятное. Хористы выполняли многочисленные режиссёрские задачи: они не только восхитительно пели (об этом я ещё расскажу ниже), они впечатляюще играли как драматические артисты. Пусть их роли были крошечными и даже не описанными в либретто, но в спектакле – по режиссёрскому замыслу – они стали заметными, более того, превратились в живую картину, в ту среду, где разворачивалась трагедия. Например, на молодую пару, выходящую из церкви после венчания, - невеста беременная - пристально смотрит Недда, так пристально, что, кажется замершей в этот момент. Можно только догадываться, о чём она думает: о любви, о материнстве, о будущем двух этих счастливых людей и о своей жизни, где жестокость, где нет любви, где будущее неясно. И Недда вдруг начинает танцевать для них, для незнакомой ей пары! Пусть хоть её танец станет радостью, ведь пока у неё из радостей жизни – только цветок, который скоро завянет, поэтому она легко отдает его Тонио. А он воспринимает её жест как надежду…

Или то, с каким энтузиазмом жители деревни со всех сторон кидают помидоры в мишень, нарисованную на задней стороне брюк Тонио-Таддео, стараясь непременно попасть!

Во втором акте Недда-Коломбина в роскошном платье с кринолином на сцене деревенского театрика гадает на гигантской ромашке, отрывая её лепестки и бросая крестьянам-зрителям. А сценические зрители с удовольствием подхватывают эти лепестки, словно частички их материализовавшихся мечтаний.

Как свести воедино все образы, составляющие многоликую деревенскую толпу? Такое многообразие музыкальных и режиссёрских задач мог выполнить только великолепный хор Татарского театра, феноменально поющий и разносторонне одарённый (главный хормейстер – Любовь Дразнина). Искусство хора восхищает в каждом спектакле, а это говорит о его высочайшем уровне, а не о случайном успехе. Хоровая партитура написана композитором очень изощрённо. Это и полифонический склад письма, эффектные тональные смещения, упругий ритм и сменяющиеся темпы. И если нет слаженности, синхронности, выстроенности хоровых партий, всё это может превратиться в хаос, кашу. Хору Татарского театра удалось исполнить авторский текст так, как он, я уверена, был задуман композитором, - легко, искромётно, празднично (ведь действие оперы происходит в день праздника Успения Пресвятой Девы Марии). Именно это необходимо драматургически, поскольку наиболее контрастно и выпукло передаёт трагедию, разыгрывающуюся прямо на глазах не сразу понимающей, что происходит, публики. Изумительно прозвучал «Хор колоколов» - поэтично, красивым звуком в солирующих партиях, стройным в аккордовом складе хорового письма, имитирующего звон колоколов. Точный ритм и штрихи – непременное условие для воплощения этой партитуры в чарующую хоровую зарисовку.

«Паяцы» не делятся на отдельные арии, музыка льётся сплошным потоком. Оркестр - не аккомпанирующий, а солирующий, и маэстро Марко Боэми управляет им страстно и точно, пропуская музыку через себя. Вокальные партии лишены украшательств – музыка здесь существует для передачи эмоций, а не для заоблачных красот, хотя она, безусловно, красива. Персонажи эмоциональны и импульсивны, а их партии - тесситурно сложные, с форсированием верхнего регистра. Завершает всё мощный оркестровый финал с главным лейтмотивом оперы.

Леонкавалло мастерски соединил в своём произведении новаторские идеи веризма с традиционной итальянской комедией дель арте (комедией масок, т.е., вида итальянского площадного театра), персонажами которой являются Коломбина, Арлекин и Пьеро (он же Паяц).

Канио (в комедии – Паяц), главный герой оперы. Его партия наделена великолепными речитативами и пылкими ариозо. Любимец казанской публики, солист Мариинского театра Ахмед Агади не только выразительно спел Канио своим роскошным, звучным голосом, но и сыграл так, что его персонажу сочувствовали абсолютно все присутствовавшие в театре: и зрители, и оркестранты, и билетеры, и гардеробщики. Во время исполнения Ахмедом главной арии оперы «Смейся, паяц, над разбитой любовью…» публика почти не дышала. Стояла та самая драгоценная тишина театрального зала, означающая, что артист захватил зрителей сполна. В другом составе Канио-Паяца исполнял солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Николай Ерохин, обладающий выдающимся драматическим тенором и отличной вокальной школой, его Канио был менее чувственный, более прямолинейный и жестокий, но тоже убедительный.

Недду–Коломбину исполняли Гульнора Гатина (Татарский театр) и Валентина Феденёва (Санкт-Петербург). Обе солистки имеют прекрасные голоса и отличную вокальную технику. У Феденёвой – яркое драматическое сопрано, сильное, полное красок. Её Недда–Коломбина была уже весьма уставшей от кочевой жизни с тираном Канио, поэтому вела себя уверенно и немного дерзко. Нежное, трепетное сопрано Гульноры Гатиной рисовало несколько иной образ: трогательная Недда, на которую вдруг повеяло настоящим чувством, и которая ещё не отдалась толком этому чувству, но уже получила от мужа и жизни смертельный удар.

Тонио-Таддео пели афроамериканский баритон из США Лестер Линч и солист Большого театра Белоруссии Станислав Трифонов. У Линча – могучий, полный обертонов голос и яркое актёрское дарование. Трифонов же по сравнению с Линчем оказался более сдержанным в своей роли, менее ураганным, но по актёрским качествам и вокальной школе не уступал американцу.

Сильвио воплощали Артур Исламов (Татарский театр) и Владимир Целебровский (Санкт-Петербург). Оба – прекрасные солисты и артисты, но в Целебровском подкупали изысканно благородное звучание голоса и пластическая одарённость.

Беппо-Арлекин (Денис Хан-Баба, Татарский театр и Дамир Закиров, Михайловский театр, Санкт-Петербург) – единственный персонаж оперы, которого не раздирает любовная страсть. Но эта «песня» не о нём, а о любви.

Сбербанк продолжит вкладывать в цифровизацию, здравоохранение и образование в Ленобласти

Семак назвал ничью с ЦСКА в Кубке России справедливым итогом

Тема дня: Правительство утвердило Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 года

Третья по силе магнитная буря за 2024 год началась в России

Moscow.media

В Петербурге родители школьников просят наказать подростка, который создал банду

SOS, SOS, SOS! Прямо сейчас здоровью грозит необычная солнечная буря

Продвижение Песен, Музыки, Стихов!

Семак назвал ничью с ЦСКА в Кубке России справедливым итогом

Музыкальные новости

Новости Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о росте продаж отечественных авто



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Санкт-Петербурга на сегодня

Другие новости Санкт-Петербурга

Частные объявления в Санкт-Петербурге




Новости от партнёров Russia24.pro


Мода

Доля свободных площадей в ТЦ Москвы к лету может сократиться до 6 процентов



Все новости часа на 123ru.net
Санкт-Петербург

Названы регионы РФ с самым большим миграционным приростом в начале 2024 года

<

>
Moscow.media <::
:: Санкт-Петербург на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие регионы России

Новости Санкт-Петербурга

Новости Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург

Эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге о росте продаж отечественных авто


Авто в Санкт-Петербурге


Спорт в Санкт-Петербурге



Новости тенниса


WTA

Соболенко вышла в полуфинал турнира WTA-1000 в Мадриде


Здоровье в Санкт-Петербурге


Экология в Санкт-Петербурге


Коронавирус в Санкт-Петербурге


Музыкальные новости


Тимати

«Смотреть было брезгливо»: мама Тимати отреагировала на интервью Алены Шишковой


Власть


Россия


Rss.plus


Арцах

Уголовное дело против известного российского политолога Михаила Александрова является фальсификацией бакинского режима


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня



Russia24.pro — вся правда о России и из России 24/7 (сегодня и сейчас).

Russia24.pro — федеральная интернет-платформа медийных ресурсов регионов России в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, гео-отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. Russia24.pro — ваши новости сегодня и сейчас в Санкт-Петербурге.

Все авторы публикаций — на SMI24.net (с комментариями 24/7) от Smi24.net (облегчённая версия международной платформы 123ru.net с учётом действующего законодательства РФ в отношении СМИ). Все новости на английском языке сегодня и сейчас — тут.

Опубликовать новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь, а также на страницах партнёрских проектов 103news.com и RSS +

Санкт-Петербург на Ria.city

Светские новости (слухи, сплетни, сарафанное радио, шоу-бизнес, рейтинги)



Самые свежие публикации часа



Russia24.pro — информационно-просветительский интернет-канал про всё, что происходит сегодня и сейчас и происходило когда-то (в архиве, в календарном формате) во всех регионах России (не путать с федеральным ТВ каналом "Россия 24") — новости, статьи, сообщения, реплики, высказывания, комментарии из самых дальних уголков страны, конкретных регионов, городов, сёл и деревень от конкретных источников в текущее время с ежеминутно авторизованным обновлением контента (тексты, фото, видео) на основе уникальной авторской технологии обработки большого количества данных в единицу времени (в настоящее время, это — более чем 20 000 источников публикаций ежедневно со всего мира и, практически на всех популярных языках планеты) в формате онлайн. Russian24.pro — всегда свежие новости без купюр и модерации на канале Россия24.про, а также глобальных дочерних гео и тематических проектах News-Life.pro, News24.pro, BigPot.News и старейшей базовой платформе новостей 123ru.net, а так же её сателлитах. Мы — дорожим Вашим временем и каждым мнением и никогда не навязываем своего видения событий. Точка зрения редакции не всегда совпадает с толкованием авторов и текстами опубликованных новостей и статей. Спасибо, что сейчас Вы — с нами и в мире. Бесплатная публикация новостей доступна в любом городе и регионе на любом языке (определяется автоматически) по ссылке и — внизу каждой страницы.


News Every Day

Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?


Game24.pro