QR-коды преткновения: кинотеатры Петербурга опасаются краха из-за ковидных ограничений
Проценты тотального падения Киберпанк ковидной эры набирает обороты: 22 декабря были обнародованы новые ограничения, ожидающие бизнес и петербуржцев со 2 января 2022 года. С этого дня поесть в ресторане или сходить на шоппинг можно будет только при наличии QR-кода. В противном случае придётся сидеть без новых брюк и заказывать еду на дом. В то же время представители кинотеатрального бизнеса просят отменить QR-коды для посещения киносеансов. 22 декабря на круглом столе, посвящённом проблемам кинотеатров, они рассказали, как целый ряд ограничений уничтожает кинотеатры города, оставляя их без выручки и в долговой яме, а посетителей – без возможности нормально посмотреть кино всей семьёй. Директор по маркетингу сети кинотеатров «Мираж Синема» Ирина Корнева привела цифры, наглядно демонстрирующие их бедственное положение: Корнева привела статистику по различным кинотеатрам сети, и в некоторых из них падение выручки достигло 80%. Эта статистика не включает падение доходов из-за отменённых киносеансов, отметила она. При этом, количество таких сеансов в сети увеличилось на 155%. По словам Ирины Корневой, администраторы соцсетей «Мираж Синема» получают огромное количество жалоб и гневных комментариев от зрителей, которые рассказывают, что из-за введения QR-кодов не могут прийти в кино всей семьёй – например, когда у мамы медотвод, делать ПЦР-тест каждый раз при посещении кинотеатра слишком накладно. «Постный режим» кинотеатров QR-коды – не единственная проблема кинотеатров. Но с введением в Петербурге 8 ноября их обязательной проверки при посещении киносеансов количество ограничений для кинотеатров возросло до критического максимума, считают представители бизнеса. На катастрофическое падение выручки и посещаемости повлияли все ограничения вместе, уверен гендиректор сети «Мираж Синема» Виктор Рудман. По словам Виктора Рудмана, из озвученных ограничений губительнее всего влияет именно требование предъявлять QR-код. На счёт этого требования гендиректор «Мираж Синема» отнёс 50% из 80% озвученных потерь сети в выручке и посещаемости. В некоторых из ограничений, введённых властями Петербурга для кинотеатров, и вовсе нет смысла, – а вот вреда они приносят много, уверены представители бизнеса. В первую очередь это относится к требованию заканчивать кинопоказы до 23:00. В двенадцатом часу ни одного зрителя в кинозалах уже быть не должно. «Опасное место» О «сегрегации кинотеатрального бизнеса» на круглом столе, посвящённом злосчастным QR-кодам, говорили не раз. Само это словосочетание озвучил на мероприятии Олег Березин, председатель Ассоциации владельцев кинотеатров России: Виктор Рудман отметил, что кинотеатр не опаснее торгового центра или ресторана – напротив, в баре или ресторане люди могут общаться значительно ближе. Есть и другой опасный для кинотеатрального бизнеса момент, напомнил директор сети «Мираж Синема»: В ответ на это единственный представитель власти, явившийся на беседу с предпринимателями, – ВРИО Председателя комитета по культуре Санкт Петербурга Фёдор БОЛТИН – заявил, что дела обстоят совсем иначе: Болтин отметил, что дискуссии между властью и бизнесом здесь не получится, так как уступок в рамках пандемии быть не может: Представитель комитета по культуре отметил также, что с 1 января 2022 года, согласно последним обновлениям «ковидного» постановления Правительства Санкт-Петербурга № 121, максимальная заполняемость кинозалов вырастет до 75%: Без поддержки и определённости В интервью 78.ru Олег Березин подчеркнул, что в 2021 году кинотеатры оказались в особенно тяжёлом положении – когда количество ограничений существенно выросло, а помощи ждать не приходится: Увеличение наполняемости кинозалов до 75%, по мнению председателя Ассоциации владельцев кинотеатров России, ощутимо ситуацию сейчас не изменит. Но плюс в этом, разумеется, есть: Виктор Рудман солидарен с коллегой – по его мнению, эта мера поможет увеличить выручку в новогодние праздники, однако в первую очередь кинотеатры ждут отмены временных ограничений (на показы до 23:00) и ограничений по QR-кодам. Агрессия, конфликты и поп-корн Бесконечные ограничения, действительно, психологически давят на посетителей – и порой даже вызывают агрессию. Ирина Корнева рассказала, что с момента введения QR-кодов в сети было не менее двух десятков случаев, когда зрители отказывались предъявлять код и документы и просто прорывались в зал, отталкивая администратора: Как поступать в данной ситуации дальше – не понятно, отметила директор по маркетингу «Мираж Синема», ведь персонал кинотеатра руководствуется лишь рекомендациями властей. Тот факт, что в наличии ограничений не виноваты кинотеатры, простые люди обычно не рассматривают, отметила Корнева. Ведь с проблемой они сталкиваются в конкретном кинотеатре – и его сотрудники сами не могут обосновать, почему имеют право увидеть паспорт зрителя. Но это – уже открытая агрессия, а есть ещё и скрытая агрессия зрителей по отношению к кинотеатрам, отметил в интервью Олег Березин, и она владельцев кинотеатров беспокоит даже больше: Впрочем, есть и немного позитивных тенденций, связанных с работой в условиях пандемии. О стриминговых платформах, новогодних фильмах и надежде Готовы ли во всей этой сложной ситуации идти на уступки кинотеатрам правообладатели фильмов – например, соглашаться на меньший процент от сборов? Как рассказал Олег Березин, обычно кинотеатр отчисляет правообладателю 50% выручки. Для нас не столько важны те проценты, которые мы отчисляем правообладателю – конечно, при условии, что сохраняется окно до выхода онлайн – для нас важнее, чтобы российские продюсеры производили кино для кинотеатров. Увлечение онлайн-сервисами актёров, режиссёров, продюсеров ведёт к тому, что у нас всё меньше российских фильмов, которые можно смотреть именно в кинотеатрах, на большом экране. Вот это нас тревожит. Актёры привыкают играть крупным планом, это другая композиция кадра, можно какие-то мелочи скрыть, потому что экран маленький, а на большом это всё заметно. Вот в этом я вижу угрозу для кинотеатров, что у нас будет очень мало российских фильмов, сделанных для просмотра в кинотеатре. В самих стриминговых сервисах, признался Олег Березин, угрозы для кинотеатров он на самом деле не видит: Что же касается конфликтов – по мнению Березина, они касаются только конкретных фильмов: На такие масштабные картины, как «Человек-паук», который собрал в прокате миллиард за уик-энд, люди будут продолжать ходить в кино, уверен представитель кинотеатрального бизнеса. Сейчас кинотеатры ждут новогодних праздников и надеются хотя бы частично выбраться из кризисной ямы за счёт праздничных посещений. Виктор Рудман также надеется на новогодние сборы, но признаётся, что в отношении улучшения общей ситуации с кинотеатрами столь позитивных эмоций он не испытывает: