Вы видели ее мемы с Бродским и Тарковским. Благодаря их популярности Анастасия Паутова собрала деньги на свой дебютный спектакль
В этой рубрике «Бумага» рассказывает о людях, годами меняющих Петербург к лучшему. Мы фиксируем, как последние годы изменили их жизнь и проекты, но не лишили любви к Петербургу и горожанам.
За мемами с Иосифом Бродским и Андреем Тарковским в инстаграм-аккаунте @llllllll1111llllllllll следят более 250 тысяч человек. Блог создала Анастасия Паутова во время ковидного локдауна — и ее проект быстро набрал большую аудиторию.
В 2022 году Анастасия закончила учиться на режиссера в РГИСИ, но не смогла показать свой дипломный спектакль «Кремулятор» — театр отменил его за месяц до премьеры. Спустя два года девушка поставила независимый проект «Мать» и продолжает вести блог.
Для рубрики «Бумаги» «Было/Стало» Анастасия рассказала, почему уже четыре года продолжает делать узнаваемые мемы с деятелями культуры и как они помогли ей в режиссерской карьере.
Больше десяти лет назад Анастасия Паутова переехала в Петербург, чтобы учиться на актрису, а затем — на режиссера.
В 2020 году Анастасия во время учебы на режиссера в РГИСИ создала аккаунт в инстаграм со сложно произносимым названием @llllllll1111llllllllll. В нем она создает мемы на основе нарезок из интервью Иосифа Бродского, Андрея Тарковского, Александра Солженицына, Сергея Довлатова и современных деятелей: от участников группы «Кровосток» и Бориса Гребенщикова до Ренаты Литвиновой и Екатерины Шульман.
В мае 2024 года Анастасия Паутова представила свой дебютный спектакль «Мать» по тексту британского драматурга Марка Равенхилла — про женщину, которой пришли сообщить о гибели сына.
Было: долгий путь к учебе на режиссера и популярный мемный блог с Бродским
— Я родом из Крыма. В школе мне было некомфортно, поэтому училась я довольно плохо. В какой-то момент я пошла в театральную студию и поняла, что там мои люди и что мне хочется связать жизнь с искусством. После этого не было вопроса, на кого поступать.
Основным вариантом для переезда была Москва. Но в один из дней меня пригласили на конкурс «Ум + красота = студент», победителям которого предоставляли бесплатное место в петербургском Университете профсоюзов. Конкурс я не выиграла, но мне пообещали скидку на обучение. Я пошла на актерское и переехала в Петербург.
Несмотря на то, что мне повезло с мастером, спустя два года я поняла, что Университет профсоюзов — не совсем мое место. Но тогда я не смогла решиться на то, чтобы уйти из вуза.
В какой-то момент у нас была режиссерская лаборатория, где я попробовала сделать небольшой этюд. Мне это безумно понравилось. На четвертом курсе я сказала, что не буду забирать диплом, взяла справку о прослушанных курсах и решила, что буду поступать бесплатно на режиссера. Два года у меня ничего не получалось, но в итоге я попала к Льву Эренбургу в РГИСИ.
Учеба в театральном институте — это история, когда ты 24/7 погружен в процесс. У тебя нет времени на личную жизнь. Ты сидишь в замкнутом пространстве и делаешь этюды. Мы жили в этом с 2017 по 2020 год, а потом ввели карантин. И мы все офигели. Представьте себе марафонщика, который бежит кросс, но его резко останавливают. Мы ощущали себя так же. И энергию нужно было куда-то девать. В моем случае энергия вылилась в инстаграм-аккаунт.
Сперва я смотрела много сериалов: от «Игры престолов» до «Бригады». Изначально я хотела выкладывать видео из «Бригады», потом подумала: «Почему бы не сделать мем с Бродским? Он ведь смешной». Я выложила видео в новый аккаунт — он задумывался как тайный для нескольких друзей. Утром я проснулась, а там было уже человек 200, к вечеру — тысяча. Тогда не было рилзов, было сложно залететь просто из ленты. Подписчики шли из-за бесконечных репостов, в том числе медиа и известных людей. За неделю–полторы набралось 10 тысяч человек, дальше рост продолжался.
Ко мне начали обращаться за рекламой в аккаунте, первой интеграцией был бренд минеральной воды. Это сейчас у меня есть прайс и бухгалтер, а тогда я в этом не разбиралась. Я вообще неизбалованная была. Моя мама работала на заводе, почти всю жизнь у меня были заметки, куда я писала, сколько денег я должна знакомым. Обычным делом было записать друзьям кружочек или сделать фотку со словами, что меня не взломали, с просьбой одолжить денег.
Потери: отмена дипломного спектакля и блокировка инстаграма
— [Когда в 2022 году заблокировали инстаграм], у меня не было ощущения, что с этим пора заканчивать: и с точки зрения площадки, и с точки зрения формата моего взаимодействия с людьми. У меня был и есть запасной вариант — телеграм-канал. На него подписано меньше человек, но он остается.
Непогруженный зритель скажет, что в моем блоге развлекательный контент, но на самом деле в моих шутках много боли. Это по-прежнему мой дневник, в котором я фиксирую время удобным мне способом. И зритель знает, что юмор рождается отнюдь не просто для того, чтобы кого-то развлечь, а скорее чтобы выплеснуть что-то.
Для получения диплома режиссера мне нужно было поставить спектакль в государственном театре: работать с профессиональными артистами и цехами. Часто режиссеры едут в провинцию, потому что там берут без опыта.
Я в 2023 году в Москве ставила спектакль «Кремулятор» [по одноименному роману белорусского писателя Саши Филипенко, преследуемого на родине]. Я работала в театре на Покровке полгода. Когда спектакль был почти готов и мы ждали премьеру через месяц, театр отказался от материала (действие происходит в годы сталинских репрессий, а сам роман повествует о жизни директора Первого московского крематория Петра Нестеренко — прим. «Бумаги»). Наши отношения с театром закончились, а я пока осталась без диплома.
Стало: появление независимой постановки «Мать»
— После отмены спектакля я понимала, что мне нужно что-то делать, иначе я внутренне сгорю. Я написала ребятам и предложила восстановить «Мать» — мою маленькую преддипломную работу. И они согласились. За полгода — с февраля по май — мы собрали историю.
Мне казалось, что самым непростым этапом будет поиск денег, ведь «Мать» — независимый проект. Но благодаря краудфандингу мы за пару суток собрали 300 тысяч рублей. К премьере мы всё равно были в минусе, но сейчас уже в плюсе на 2 тысячи рублей.
Люди поддерживали, помогали закрыть сбор. Это было супер! Одна моя знакомая сказала классную фразу: «Паутова сначала собрала свою аудиторию, а потом сделала для нее спектакль». Обычно у режиссера всё наоборот.
При подготовке спектакля меня заинтересовали отношения матери и ее ребенка, разделение материнской любви и возможности ребенку жить свою жизнь, делать свои выборы. Моя мама, конечно, во всем меня поддерживает, вокруг меня существует щит ее любви. Но ей сложно принимать некоторые вещи: например, если я скажу ей, что не хочу выходить замуж или что я в 30 лет не готова к детям. Я подумала: что будет, если обострить эту ситуацию? Как моя мама поведет себя, если я умру?
И спектакль «Мать» — это, собственно, история про то, как женщина обожает своего ребенка, как вся ее жизнь подчинена ее сыну. Его фотографии, его награды и грамоты — это центр декораций. И в один день к ней приходят двое людей, чтобы сообщить о том, что ее ребенок погиб на войне. И весь спектакль мы наблюдаем за тем, как она не дает им сказать это — чтобы они не разрушили ее жизнь этими словами.
Специфика «Матери» в том, что там есть непонятные моменты: где вообще можно плакать и где смеяться. И на октябрьском спектакле в Москве зритель был закрыт, молчал. Я наблюдала за этим и думала: «Ну, всё…» И в самом-самом конце я вдруг услышала оркестр из всхлипываний по всему залу, который переходит в какой-то катарсис. Все начали вставать, кричать. Это что-то нереальное.
Важно видеть результат, когда вы сами собирали деньги, сами организовывали пространство, сами искали спонсоров и специалистов по декорациям, сами делали рекламу. Ценно, когда вы минимальным количеством людей делаете такую большую работу. В театре над спектаклем работает гигантская команда, а нас девять человек.
Урок: любые трудности — это опыт
— Мои проблемы с первым спектаклем — это всё равно опыт. Конечно, это общие слова, но это правда. Мы погружались в материал, ездили на Донское кладбище, читали кучу литературы — всё это было классно и полезно.
Да, мы не смогли показать историю большому количеству людей, но она продолжает жить во мне и в трех актерах, которые были со мной всё время. Я думаю, мы продолжим ее позже — недаром мы, например, одновременно с [режиссером] Максимом Диденко взяли один и тот же материал для спектакля. Только он делал постановку в Берлине, а я — в Москве.
Сейчас я надеюсь, что я выбрала свой путь в режиссуре. К сожалению, мне приходится делать больно людям. Мне нравится цитата режиссера Ларса фон Триера о том, что «кино должно быть камешком в ботинке». Так и спектакль должен художественным образом разъебывать, чтобы потом стало легче.
Мне видится именно такой путь — особенно в тех обстоятельствах, которые нас сегодня окружают. Эмоции и чувства накалены до предела, до людей сложно достучаться. Для меня важно делать так, чтобы люди не баррикадировались от своей боли, а говорили о ней. Иначе мы все обречены на мощное выгорание.
Три ключевых события
- Создание мемного аккаунта @llllllll1111llllllllll. Блог стал для меня социальным лифтом и в медиапространстве, и в финансовом плане.
- Запрет спектакля в театре на Покровке. Несмотря на всю боль, задним числом я благодарна тому, что у меня есть такой опыт. Он обтесывает меня, маленькую девочку, делает более творческим человеком.
- Несмотря на все трудности, мы поставили «Мать». Мы пока мало раз сыграли спектакль. С мая по октябрь было всего восемь показов [в Городском театре на Литейном, 46 и в московском пространстве «Внутри»]. Сейчас мы хотим развиваться дальше, потому что о нем еще мало кто знает. Мы очень хотим съездить на какие-то фестивали и показать спектакль за пределами Москвы и Петербурга.
Мотивация: эмоциональное и внутреннее разложение без личного смысла жизни
— Когда мы закончили учиться в 2022 году, я думала: отдохну, попутешествую, выдохну как-то. Театр надоел — всё, не хочу. Я не продержалась и полгода. Внутри начало свербеть. Я прямо чувствовала, что не могу не заниматься этим и что живу напрасно. Видимо, это то самое предназначение, которое важно найти человеку.
Мой смысл жизни в том, чтобы заниматься делом, которое я обожаю. Без него я просто буду задыхаться. Мне нравится сам процесс: пускай ты работаешь над текстом, пускай ты дома сидишь и придумываешь спектакль. Естественно, в итоге хочется, чтобы это доходило до аудитории.
Меня мотивирует контакт со зрителем: когда ты видишь слезы, слышишь слова или наблюдаешь молчание. Это ценнее всех денег на свете.
Видите, есть и хорошие новости ????
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
Что еще почитать:
- Перуанский ресторан в Петербурге. Как опыт в разных заведениях и стажировки за границей помогли шефу Валерию Горинову запустить свой проект
- Как делать всё больше инклюзивных проектов, когда пространство для них сужается? Рассказывает создательница «Огурцов» и «Нормального места»