Сергей Лукьяненко: Последний из «Дозоров» я обязательно допишу
За всеми ковидными делами мы как-то подзабыли, что 2021-й вообще-то объявлен в Ульяновской области Годом книги. И именно благодаря этому в наш город приезжают известные литераторы. Например, в прошлую пятницу в Ульяновске побывал, наверное, самый известный современный российский фантаст Сергей Лукьяненко. Даже если вы его не читали, то «Ночной дозор» и «Дневной дозор» смотрели точно. В нашем городе писатель пообщался с читателями в стенах Дворца книги, а перед этим побеседовал с журналистами. - Сергей Васильевич, в сентябре в интервью «Известиям» вы сказали, что к ноябрю допишете последнюю книгу из серии «Дозоры». Скоро ноябрь. Дописали? - Там осталось буквально две главы. - К Новому году ждать? - В бумаге, боюсь, не успеют опубликовать. Думаю, что в начале следующего года. - Эту книгу вы пишете уже не один месяц, с перерывами на цикл романов про «измененных». Не бывало так, что начатые произведения так и не были дописаны? - Конечно, бывает. Несколько раз случалось так, что я начинал какую-то книгу, потом откладывал и к ней не возвращался. Но это значит лишь то, что книга была не настолько важна, чтобы ее дописать. Но «Вечный дозор» я обязательно допишу. - А что делаете, чтобы писалось лучше? - Меняю род деятельности. Например, просто могу встать и пойти спросить у жены, что нужно сделать по дому. Она скажет: «О господи, наконец-то!» И тогда я чиню дверную ручку или сверлю стену под рамку. - Если вспомнить ваши самые первые произведения, как вы их сейчас оцениваете? - С большой иронией. Я однажды открыл рукописные тетрадки, где были написаны первые повести, и понял, что, если бы ко мне сейчас подошел молодой человек и показал эти творения, я бы ему сказал: «Не морочьте голову ни себе, ни людям. У вас никогда ничего не получится». - Писать вы начали еще во время жизни в Казахстане. Сейчас государства любят делить авторов. Удивитесь, если однажды вас объявят великим казахским писателем? - Я не удивлюсь, я посмеюсь (улыбается). Все-таки писателя в первую очередь определяет язык. Можно жить где угодно, родиться где угодно, но если ты пишешь на русском языке, то ты русский писатель. Если меня назовут казахским писателем, то я скажу, что я родился в Казахстане и люблю Казахстан, спасибо большое этой земле. Но все-таки писатель я русский, российский, казахстанского, а точнее даже советского, происхождения. - С Ульяновском у вас ведь тоже есть связь? - Да, когда я переехал из Казахстана в Москву, позже в Россию перебрались мой брат с семьей и родители. Но перебраться сразу в Москву было сложно. А в Ульяновске у нас тоже живут родственники, и брат с родителями лет шесть жили здесь. Родители у меня жили около авиазавода, и я помню, что мост тогда у вас был один, и добираться за Волгу было непросто. Сейчас, как я понимаю, ваш долгострой ввели в строй, и эта проблема немножко спала. - Ваши книги публикуются постоянно и большими тиражами. А кроме тиражей, что сейчас определяет успешность писателя? - Тиражи все равно на первом месте. Если ты пишешь книги, а их никто не читает, ты не выполняешь основную функцию писателя - давать людям книги. Если ты пишешь для себя, даже гениальные вещи, то ты не писатель. - Отделы фантастики в книжных магазинах сейчас едва ли не самые большие, что свидетельствует об интересе читателя. Что это - уход от реальности? - В какой-то мере, может быть, да. Но в то же время фантастика бывает разная. В том числе социальная, злободневная. И тогда уже никакого ухода от реальности нет. А вот роман про то, как студент Вася попал в королевство эльфов и там сражается с темным властелином, это да, это уход от реальности. - Не обижает то, что большинство россиян знает вас как автора «Дозоров»? - Не обижает, потому что я помню судьбу Конан Дойля, который всю жизнь обижался, что он автор «Шерлока Холмса», кричал, что это ерунда и чушь. А вот «Подвиги бригадира Жерара» - это великая книга. Но читают-то все равно Холмса, а остальные книги уже в довесок. Я тоже не считаю, что «Дозоры» - это моя лучшая книга. Но так вышло, что этот цикл стал самым популярным. Это данность, с ней нельзя спорить. - А лучшую книгу уже написали? - Надеюсь, что нет. Самая лучшая та, что пишу сейчас, - это «Месяц за Рубиконом» из цикла об «измененных». - «Измененные» - это очередной мир, который вы создали. А вы сами верите в те миры, которые создаете? - Я обязан в них верить, когда я о них пишу. Пока у меня открыт файл с романом, я должен верить в вампиров, в инопланетян, в злобный заговор, в тайное пророчество. Но если я закрою файл, пойду пить чай и при этом буду беспокоиться, не заберется ли ко мне в окно вампир, значит, пора вспоминать первую специальность и лечить себя самого (по образованию Сергей Лукьяненко врач-психиатр. - Ред.). - А если читатель поверит в вампира на балконе после вашего романа? - Значит, он был готов поверить в любую ерунду. У нас есть телеканалы, которые включишь - и через минуту уже веришь во все на свете, если некритично к этому относишься. Писатели-фантасты вносят гораздо меньший вклад в это дело, чем парочка конспирологически-желтых телеканалов. - Вокруг экранизации «Дозоров» сложилась мифология, подобная той, что сложилась вокруг советской экранизации «Вия»: что эти фильмы сломали актерам карьеру, а то и жизнь. - А разве «Вий» сломал судьбу Куравлеву или Варлей? Мне кажется, нет. Они после этого вполне замечательно играли и жили. А что касается «Дозоров», это же был большой проект, в котором играло множество актеров. Некоторые из них в годах, некоторые со слабым здоровьем. Прошло несколько лет, и они стали уходить из жизни. Естественно, журналисты любят такие сенсации. Они и придумали «проклятие «Дозоров». Но это так же, как в шутке: из тех людей, что ели огурцы, все в итоге умерли. Я уверен, что проклятие «Дозоров» сработает, и лет через 100 железно умрут все те, кто в них играл и кто был на премьере (смеется).